научно-популярное приложение к газете "Голос Армении"
Menu

БЛИЗКАЯ И ДАЛЕКАЯ ЭФИОПИЯ

Близкая и далекая Эфиопия

У тех, кто знаком с событиями, описываемыми в древнегреческой триаде эпических поэм "Илиада", "Одиссея" и утраченной "Эфиопиды", возникал естественный вопрос: как в XII в. до н. э. у стен Трои оказались эфиопские войска, преодолевшие по прямой расстояние, превышающее три тысячи километров? В раннеантичный период этого вопроса вроде бы не возникало: ну пришли эфиопы с берегов Нила и пришли. Тем более что в древности Нил идентифицировался с одной из четырех райских рек - рекой Гихон, а земля Куш - с Эфиопией. Позднее участию эфиопов в Троянской войне было посвящено даже несколько пьес такими известными древнегреческими драматургами, как Эсхил (525-456 до н.э.), Софокл (496-406 до н.э.) и др.

СОГЛАСНО БИБЛЕЙСКОМУ СКАЗАНИЮ О РАЕ, ГОСПОДЬ БОГ ПОМЕСТИЛ ЕГО В ЭДЕМЕ НА ВОСТОКЕ. "Из Эдема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон, она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото. И золото той земли хорошее, там бдолах и камень оникс. Имя второй реки - Гихон, она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки - Хиддекель, она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат..." (Бытие, глава 2, стихи 10-14). Последняя река и ныне называется Евфратом. Третья река, протекающая пред Ассириею, прочно идентифицируется с Тигром. В отношении первых двух рек мнения расходятся, и в нашу задачу не входит разбираться в этом. Заметим лишь, что чем ближе к нашему времени, тем чаще можно встретить карты Эдема с райским садом, расположенным на Армянском нагорье.

В Ветхом Завете, изданном в Амстердаме в 1666 г., в армянском переводе Восканом Ереванци и Матевосом Цареци упоминаемая земля Куш однозначно переведена как Эфиопия. А после посмертной публикации описаний путешествия французского ботаника Жозефа Питтона де Турнефора (1656-1708), в которых он указал на место, где находится Рай, его соотечественники-картографы издали ряд карт, на которых Эфиопия находилась либо на северо-востоке, либо на северо-западе Армении. К первым относится карта Carte du Paradis terrestre selon Moyse, изданная в 1724 г., а ко вторым - L'ARMENIE MAJEURE Dressee sur les Auteurs Armeniens, изданная в 1788 г. Обе карты хранятся в Париже в Bibliotheque nationale de France.

Близкая и далекая ЭфиопияА вот что написал Турнефор, путешествуя по Армении в 1700-1702 гг.: "Толкователи Книги Бытия, даже наиболее просвещенные в Писании, не считают необходимым описывать местоположение Рая и искать реку, которая разделяется на четыре ветви, так как Великий Потоп значительно изменил их, но полагают достаточным указать на истоки рек, упомянутых Моисеем, т.е. на истоки Евфрата, Тигра, Фисона и Гихона. Не вызывает никаких сомнений то, что Рай должен находиться между Эрзерумом и Тифлисом, если допустить, что Фасис - это Фисон, а Аракс - это Гихон. Наши ученые мужи могут думать все что им заблагорассудится, но еще никогда не приходилось мне видеть более прекрасный край, чем Страна трех церквей (Эчмиадзин), и я убежден, что Адам и Ева были созданы именно здесь".

После всего сказанного очевидна ошибочность сомнений ряда историков по поводу строк Мовсеса Хоренаци об участии одного из армянских наапетов, Зармайра, вместе с эфиопским войском на стороне Приама в Троянской войне (приблизительно XII в. до н.э.).

КОСВЕННЫМ ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ ТОМУ МОЖНО СЧИТАТЬ ФАКТ ВТОРЖЕНИЯ в 1111 г. до н.э. царя Ассирии Тиглатпаласара I в земли грозного союза Наири. На наш взгляд, именно отсутствие одного из предводителей союза, ушедшего с войском на войну с ахейцами, могло послужить существенным поводом для вторжения. Согласно сохранившемуся в ассирийских анналах описанию нескольких сражений ассирийского царя Тиглатпаласара I с северным военно-политическим союзом 23 стран, именуемым Наири, складывается впечатление, что цари страны Дайаэни занимали однозначно лидирующее положение в этом союзе. Та же страна в более раннее время - в IX-VIII вв. до н.э. - в анналах Ванского царства (Биайнили-Урарту) упоминалась как Диауэхи. В греческих источниках V-I вв. до н.э. эта территория упоминалась как страна таохов. В армянских источниках эта территория фигурирует уже как четырнадцатая провинция Великой Армении - Тайк.

Для чего была описана эта территория? Дело в том, что на карте L'ARMENIE MAJEURE Dressee sur les Auteurs Armeniens, изданной в Париже в 1788 г., Эфиопия находится чуть выше Тайка, в бассейне реки Фасис, реки Риони, между Мингрелией и Егерком (Колхидой).

Как бы то ни было, армяно-эфиопские связи восходят к глубокой древности, даже если речь идет об Эфиопии африканской. Эти связи окрепли после IV Вселенского собора в Халкидоне (451), когда в Двине был созван собор, на котором был создан антихалкедонский союз церквей, объединивший армянскую, ассирийскую, сирийскую, коптскую и эфиопскую церкви, признающие предводительство Армянской Апостольской Церкви. Кстати говоря, Эфиопская, или Абиссинская Православная Церковь, вплоть до 1951 года подчинялась Коптской Православной Церкви, которая в свою очередь была подчинена Армянскому Иерусалимскому патриархату.

В основу формирования армянской общины Эфиопии легла экспансивная активизация арабов в VII в. К тому времени на территории Эфиопии в царстве Аксум возник так называемый Армянский остров. Армянская община в Эфиопии не раз подпитывалась и в последующие века. Так, очередная волна переселенцев пришла из Египта во времена Саллах-эд-Дина в 1169 г., затем в XIV в. - из Киликии и т.д.Близкая и далекая Эфиопия

ПО ДОШЕДШИМ ДО НАС СКУПЫМ СВЕДЕНИЯМ, ОСТАВЛЕННЫМ в абиссинской "хронике царя Зара Якоба и его преемников", это образование, просуществовавшее вплоть до XVI в., было настолько автономным, что содержало собственное войско. "А сам царь поднялся отсюда со всем своим воинством и пошел, пока не прибыл в область Ячека. Встретили его мужи хайкские великим чином. И когда увидал царь благолепие чина и войск этих мужей хайкских, удивился, весьма приветствовал их и отпустил в их место". Борис Тураев - известный египтолог, сделавший перевод в примечании к данному тексту, указал, что "это были монахи монастыря Св. Стефана, на острове этого озера". Кроме этого фрагмента в той же хронике есть весьма любопытное сообщение о том, что некоего Зара Сиона "умертвившего многих монахов и дабтара и всякого рода мужей и жен ложными наветами, постригли в монахи и сослали на Хайк".

После интереснейших поисков удалось выяснить, что это за Армянский остров, где находился монастырь Св. Стефана, что означает "сослали на Хайк" и кое-что такое, что выпадало из поля зрения многих исследователей.

На то, что Армянский остров находился в регионе проживания народа амхар, недвусмысленно указывают следующие факты: в нынешней административно-территориальной единице, в аврадже Южный Волло килила Амхар, расположено озеро с лимнонимом, на берегу которого ныне находится городок Айк; в VII-VIII вв. на острове в озере Айк (ныне полуостров) была построена Армянская церковь Св. Стефана, разрушенная в 1531 г. во время нашествия Имама Ахмад ибн Ибрагим ал-Хази.

Из изложенного можно с большой долей вероятности заключить, что упоминаемое образование - Армянский остров - находилось в районе, находящемся в 20 км севернее города Дэссе авраджа Южный Волло килила Амхар.

Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что Айк не только лимноним, но на языке амхар это и само слово "озеро". Таким образом, получается, что озеро с лимнонимом Айк в буквальном переводе звучит как озеро Озеро.

Такое могло быть допустимо в случае, если это озеро было бы самым большим. Но самое большое озеро не только в килиле Амхар, но и во всей Эфиопии это озеро Тана.

Учитывая важность значения водных ресурсов для человека, особенно на Африканском континенте, их особое почитание и подобное совпадение нам кажутся далеко не случайными и наводят на определенные предположения.

Однако это материал для дальнейших исследований.

Гагик ПОГОСЯН (ХАХБАКЯН)

Опубликовано в Взгляд
Прочитано 118 раз
Оцените материал
(2 голосов)

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Наверх