РАСЧЛЕНЯЕТ И ЗАКАПЫВАЕТ, ЧТОБЫ… ВЫЖИТЬ

Муравьи

Новое исследование показало, что муравьиные матки, или королевы, закапывают мертвых королев (что обычно делают рабочие муравьи), чтобы не заразиться во время основания новой колонии. Научная работа была опубликована в журнале BMC Evolutionary Biology.

ПО СЛОВАМ ОДНОГО ИЗ АВТОРОВ РАБОТЫ КРИСТОФЕРА ПУЛЛА, ученых удивила эта ранее неизвестная функция муравьиных маток. Если раньше считалось, что королевы больше сфокусированы на продуцировании яиц и не делают ничего, сопряженного с риском, то теперь специалисты увидели, что это не так. Матки могут основывать колонии вместе с зараженными королевами и затем - после смерти последних - закапывать труп. Ученые обнаружили, что такие матки заражаются с меньшей вероятностью и потому повышают свои шансы на выживание. Об исследовании кратко рассказывается в пресс-релизе на EurekAlert.org.

Исследователи из Австрийского института наук и технологий изучили поведение королев черных садовых муравьев (18% которых участвуют в создании новых колоний, обычно - в парах) и обнаружили, что если две матки делят закрытое гнездо с одной камерой и одна из них умирает, в 74% случаев выжившая матка расчленит погибшую, а в 67% случаев - закапывает остатки. Когда же матки делят открытое гнездо с более чем одной камерой, 78% маток выносят мертвую королеву из гнезда, в то время как оставшиеся 22%, как и в предыдущих случаях, расчленяют и закапывают труп. Исследователи обнаружили, что, закапывая погибшую матку, королева примерно в 7 раз повышает свои шансы на выживание, в то время как вынося труп из гнезда, она контактирует с ним и может заразиться.

Далее специалисты решили посмотреть, какое влияние оказывает наличие или отсутствие патогена. Для этого было проведено два эксперимента. В ходе первого здоровые матки могли выбирать, как гнездиться: поодиночке, вместе с другой королевой с грибковым патогеном или с королевой, в которую вместо реального патогена был внедрен поддельный (точнее, в жидкости не было грибных спор). Ученые обнаружили, что в среднем 65% королев предпочитали основать гнездо вместе с другой, а наличие патогена никак на выбор не влияло.

Во втором эксперименте, когда матка с реальным патогеном уже умерла, исследователи умертвляли и другую (с фальшивым патогеном) и смотрели, как будет себя вести выжившая матка. Оказалось, что в данном случае нет никаких отличий: королева ведет себя точно так же - расчленяет и закапывает труп. Как отмечает Кристофер Пулл, результаты исследования помогают понять, что поведение муравьиных маток куда сложнее, чем предполагалось ранее.