О ПОЛЬЗЕ СОРНЯКОВ

Прополка сорняков

Ученые  университетов Гулля и Бристоля в своем исследовании, опубликованном в журнале Biological Conservation, показали, что сорняки, которые некогда принято было рассматривать как весьма нежелательные растения, не только обеспечивают биоразнообразие сельскохозяйственных угодий, столь необходимое для того, чтобы  агроценозы более походили на естественные, природные ценозы.

ФОРМИРУЯ ЦВЕТЫ И СЕМЕНА, СОРНЯКИ ТАКЖЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ПИЩЕЙ 330 видов насекомых, птиц и животных –  так же, как обеспечивают человека пищей культивируемые  растения. Исследователи впервые в мире построили изменяющиеся в течение вегетации пищевые цепочки, показывающие, какие обитатели сельхозземель являются наиболее важными производителями семян, и как семенные ресурсы изменяются в разные времена года. Они связали всех питающихся семенами насекомых, птиц и млекопитающих в "пищевые сети" и использовали их  для выявления ключевых растений, семенам которых отдает предпочтение большинство животных. Это позволило им смоделировать влияние возрастающего сельскохозяйственного управления на семенные ресурсы и взаимодействия в пищевой сети.

Прогнозируется, что возрастающая интенсивность сельского хозяйства может оказать масштабные каскадные эффекты на всю экосистему, которые будут влиять на животных, включенных в пищевую сеть. Ученые приходят к выводу, что фермеры могут повышать биоразнообразие путем надлежащего управления невозделываемыми, полуприродными средами обитания, такими как полезащитные полосы и лесные массивы. И даже небольшие изменения на посевных территориях, такие, как допущение роста некоторых видов сорняков, могут оказать огромное влияние на количество и разнообразие семян, доступных на сельскохозяйственных землях, и животных (организмов), которые ими питаются. Незначительные потери урожая основной возделываемой культуры при этом будут с лихвой компенсированы за счет многих преимуществ, обусловленных биоразнообразием.