ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ВИДОВ: ВРЕМЯ НА ИСХОДЕ

Исчезновение видов

В недавно вышедшем научном исследовании отмечается сильнейшее сокращение численности животных на нашей планете. Эксперты призывают к срочным мерам для спасения биоразнообразия.

СКОЛЬКО ТРЕБУЕТСЯ БИТЬ ТРЕВОГУ, ЧТОБЫ ЕЕ НАКОНЕЦ УСЛЫШАЛИ? Десятого июля в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) появилось исследование, в котором сотрудники американских и мексиканских университетов говорят об угрозе "биологического уничтожения" после анализа изменения численности более 27 тысяч наземных позвоночных, то есть половины известных млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и земноводных. По утверждению ученых, эти виды сильно сдают позиции как по численности, так и по ареалу распространения.

Подобное утверждение звучит не только в этой работе. О сокращении биоразнообразия свидетельствует множество научных трудов, которые были опубликованы в крупнейших изданиях. Так, численность орангутангов на Борнео сократилась на 25% за десять лет - до 80 тысяч особей. Гепардов осталось всего 7 тысяч, а занимают они лишь 10% своего исторического ареала обитания. Наконец, в Африке сегодня насчитывается 35 тысяч львов, что на 43% меньше, чем 25 лет назад.

Послание предельно ясно: на Земле начался шестой период массового вымирания. Исчезновение видов ускорилось в 100 раз за век, что не имеет аналогов со времен гибели динозавров 66 миллионов лет назад. Губительный коктейль теперь прекрасно известен: это разрушение мест обитания (под воздействием сельского хозяйства, животноводства и разработки недр), охота и браконьерство, загрязнение окружающей среды и потепление климата.

Обнародованное PNAS исследование выглядит особенно тревожным, потому что представленный в нем процесс касается не только оказавшихся на грани вымирания животных. Сегодня численность быстрыми темпами сокращается у множества вроде бы самых обычных видов, а не только ставших символами Красной книги белых медведей, африканских слонов и китайских панд. Кому известно, что за десять лет во Франции стало на 40% меньше щеглов? И что ареал живородящей ящерицы в Евразии уменьшился на сотни тысяч квадратных километров? 30% переживающих спад численности видов приходится на привычных в нашей жизни животных. По мнению специалистов, это говорит о "серьезности текущего периода вымирания".

Исчезновение видовТАКОЕ ПОСТЕПЕННОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ФАУНЫ И ФЛОРЫ БУДЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ катастрофическими последствиями для всех экосистем, а также экологическими, экономическими и социальными бедствиями, предупреждают ученые. Дело в том, что естественная среда оказывает множество важнейших услуг, будь то опыление, улучшение плодородности почвы, очистка воздуха и воды, улавливание углекислого газа. Способность Земли поддерживать жизнь (в том числе и человеческую) была сформирована самой жизнью.

Мы знаем, как можно ограничить это "наступление" человека на биоразнообразие. Для правительств, предприятий и населения планеты это означает переосмысление производства, потребления и отношения к природе; прекращение торговли редкими видами; помощь развивающимся странам в защите биоразнообразия; приоритет долгосрочных интересов над краткосрочными. Время на исходе. Осталось не более двух-трех десятилетий - предупреждают ученые. От этого зависит судьба биоразнообразия и, возможно, самого человечества.

Le Monde, Франция