О ПОЛЬЗЕ ГЕНОМНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Всего лишь 13 лет прошло после успешного завершения проекта "Геном человека", но уже очевидно, насколько активно геномика содействует развитию инноваций. Геномная революция пока еще только начинается, но она уже стала агентом трансформации в мировой экономике, причем весьма многообещающим и способным принести огромную социальную и экологическую пользу.

ТОЛЬКО В США ВЛОЖЕННЫЕ В ПРОЕКТ "ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА" $3,8 млрд БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ уже принесли экономическую выгоду на сумму около $1 трлн и создали более 300 тысяч рабочих мест. Согласно прогнозам ОЭСР, геномика станет центральным элементом во многих сферах человеческой деятельности и экономики: в здравоохранении, экологии, сельском хозяйстве, ветеринарии, биотехнологии, альтернативной энергетике, судебной экспертизе, юстиции и безопасности. А так как темп инноваций продолжает ускоряться, этот прогноз сбудется, скорее всего, даже раньше, чем ожидается.

Сферой, где связанные с геномикой инновации привлекают наибольшее внимание, является медицина. Мы видим быстрый прогресс на пути к подлинно "персонализированной медицине": благодаря профилям ДНК пациентов лечение становится более индивидуальным, предсказуемым, профилактическим.

Исследования по выявлению генов, которые связаны с наиболее распространенными болезнями (в том числе болезнями, создающими значительную нагрузку на здравоохранение, экономику и общество, такими как рак, диабет, сердечно-сосудистые заболевания и ожирение), уже позволяют врачам использовать информацию о ДНК пациентов для определения способов клинического лечения. Ученые также ищут генетические вариации, которые влияют на действенность тех или иных лекарств, а это позволяет повысить безопасность и эффективность назначаемых препаратов, помогающих справляться с болью и лечить некоторые виды рака, сердечно-сосудистых и психических заболеваний.

Шагом вперед в этих исследованиях стал проект "Инициатива точной медицины", начатый в США в прошлом году. В его рамках проходит инновационное тестирование таргетированных лекарств от рака у взрослых и детей, вводится индивидуальный подбор методов лечения, оттачивается понимание проблем устойчивости к лекарствам. В долгосрочной перспективе этот проект предполагает создание исследовательской группы из миллиона с лишним волонтеров, чьи генетические данные, биологические образцы и информация об образе жизни сформируют фундамент, который позволит применять точную медицину для лечения многих заболеваний человека.

ОДНАКО ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ДАЛЕКО НЕ ЕДИНСТВЕННАЯ ОБЛАСТЬ, КОТОРАЯ подвергается воздействию геномной революции. И в других сферах мы видим, как новые открытия радикально меняют ситуацию, причем многие из них обладают доказанным потенциалом для решения глобальных проблем - например, как обеспечение продовольственной безопасности и охрана окружающей среды в условиях быстрого роста численности мирового населения (по прогнозам, через 35 лет она достигнет 9,6 млрд человек).

Селекция ценных особенностей ДНК с помощью геномики дает фермерам (и продовольственной отрасли в целом) инструменты для повышения количества и качества производимого продовольствия. К примеру, стало возможным повышение устойчивости к наводнениям посевов риса в Юго-Восточной Азии, а также увеличение производительности в свиноводстве, мясном и молочном животноводстве. Быстрорастущий сектор аквакультуры и рыболовства получает выгоду от появления видов, обладающих большей продуктивностью, а также более устойчивых к болезням и стрессу.

Кроме того, геномика обеспечивает нас более подробной информацией о биоразнообразии и взаимодействии внутри экосистем, тем самым содействуя разработке инновационных стратегий по защите окружающей среды. Лучшим примером здесь являются леса. Благодаря расширению нашего понимания коммерчески ценных особенностей ДНК (устойчивость к насекомым, качество древесины, скорость роста, адаптация к изменениям климата) геномика улучшает качество управления лесами и повышает устойчивость лесонасаждений. Канадские и китайские ученые с помощью геномного анализа микробных сообществ, живущих в залежах углеводородов, разрабатывают новые биопроцессы, позволяющие повысить экологичность добычи нефти и газа за счет увеличения эффективности использования ресурсов, сокращения расходов воды и энергии, минимизации выбросов парниковых газов.

Перспективы геномики выглядят безграничными. Но для того чтобы они стали реальностью, необходимо преодолеть серьезные препятствия. Например, в здравоохранении нам следует продолжить поиск убедительных доказательств выгоды от перехода к персонализированной медицине в повседневной практике. Необходим строгий экономический анализ, помогающий сформулировать политику в части оплаты и компенсации медицинских расходов. Но прежде всего необходимо ответить на важные вопросы, которые связаны с конфиденциальностью истории пациентов, доступом к технологиям, порядком отчетности о случайных открытиях, дискриминацией, а также оказанием консультационных услуг. Это поможет властям выработать продуманные и дальновидные решения. В этой связи нам следует укреплять механизмы, обеспечивающие активное участие общества в данной дискуссии.

Уже на нынешней ранней стадии понятно, что геномика преобразит науку и технологии, вызвав волну очень значимых инноваций. Наступило время заняться геномными исследованиями и технологиями, а также начать использовать их для эффективного решения основных глобальных, региональных и локальных проблем.

Херардо САНЧЕС, ProjectSyndicate, США, ИноСМИ