научно-популярное приложение к газете "Голос Армении"
Menu

ТКАНЕВЫЕ ФОРЗАЦЫ АРМЯНСКИХ РУКОПИСЕЙ ВАНА

Рукоделие

На кончике пера замер узор.

Перенесу его на ткань.

Пускай колышется на ветру..."

Хайку Сайге

Одной из составляющих кодикологического комплекта организма книги - как рукописной, так и печатной - является форзац (нем. Vorsatz) – разворот внутренних поверхностей верхней и нижней крышек переплета в сочетании с внешней стороной защитного листа. Помимо защитной форзац имеет информативную и эстетическую функцию. История книги прослеживает пути развития этого важного элемента в хронологическом срезе на материале сохранившихся памятников в рамках локализации их создания.

ПЕРЕПЛЕТ ФУНКЦИОНАЛЬНО НЕ ТОЛЬКО СОЕДИНЯЕТ, НО И ПРЕДОХРАНЯЕТ от неблагоприятных условий тетради книжного блока. Как составная часть кодекса твердый переплет появился на рубеже II в. нашей эры. Он изготавливался из глины, дерева и других плотных материалов с последующей обтяжкой пергаментом, кожей, тканью. Картон начали использовать в качестве переплетного материала в эпоху Возрождения, а для отделки переплетов роскошных церковных фолиантов применяли резную слоновую кость, многоцветную эмаль, чеканку на благородных металлах, инкрустацию, вставки полудрагоценных и драгоценных камней.

Кодикологические описания и научные исследования в области истории и эволюции элементов манускрипта дают широкий спектр выбора и предпочтений тех или иных материалов и технических средств при изготовлении форзаца. Картон, бумага, кожа, ткани и их комбинации в гибкой системе сочетаний с декором дают оригинальные, неповторимые образцы этой важной детали в оформлении рукописи или тиражированного издания.

Форзац, так же как и другие составляющие, был демонстрацией как печати времени в общем организме книги, так и многих наслоений, продиктованных индивидуальным вкусом и материальными возможностями заказчика, общим течением в системе технического и художественного оформления и эстетическими тенденциями эпохи, тесно связанными в свою очередь с конфессиональными установками, национальными традициями и локальными особенностями манифестации технического прогресса и эстетических норм.

            Армянские рукописи, хранящиеся в государственных музеях и хранилищах, наряду с частными коллекциями во многих странах мира предлагают исследователям красочную панораму разнообразных подходов в решении вопроса форзаца. Предметом данного сообщения выбраны тканевые форзацы рукописей, переписанных и изготовленных в скрипториях монастырей исторической области Ван в средние века и в Новое время, из коллекции Матенадарана.

Завеса алтаря. Музей первопрестольного ЭчмиадзинаТЕКСТИЛЬ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ ФОРЗАЦЕВ, ЧАЩЕ ВСЕГО ОТНОСИТСЯ к группе набоек, или, как сейчас принято называть, батика. Внимание исследователей армянская набойка привлекала еще с 30-х гг. прошлого века, и по сей день ее сохранившиеся образцы остаются важным источником для исследований в различных областях науки: истории, экономики, этнографии, искусствознания, культуры и др. Они остаются привлекательными для ученых в своих разных ипостасях – как ткань для повседневной одежды и других утилитарных целей, как элитарные завесы в алтарях храмов, равно как и отмеченные выше форзацы рукописей и книг. Среди исследователей армянской набойки - Г.Овсепян, Л.Дурново, В.Абрамян, Б.Аракелян, Г.Аджемян, Г.Бекер, Д.Стюарт Браун, З.Тараян и многие др.

Лучшей коллекцией армянской набойки считаются фонды Института древних рукописей им. М. Маштоца Матенадаран, всемирно известного депозитария манускриптов и фрагментов, первопечатных книг, отдельных миниатюр и образцов каллиграфии. Все эти годы в Матенадаране исследовались разные группы набоек исходя из их технических и эстетических параметров, по сюжетам и по локализации центров изготовления.

Во многом мой интерес к батику форзацев рукописей, изготовленных в исторической области Ван, был вызван выставкой подобных материалов из коллекции кунсткамеры в Санкт-Петербурге. В 1916 г. в результате комплексной экспедиции петербургских востоковедов в Ванскую область собрание этнографического отдела Русского музея Александра III пополнилось 396 предметами, относящимися к традиционной культуре армян этого региона. Географический диапазон собранных предметов охватывает практически все Восточное, Южное и Западное побережье озера Ван.

Сбор этнографического материала производился хранителем этнографического отдела, известным кавказоведом, директором Русского музея (1918–1921) А.Миллером. Благодаря участию в работе экспедиции переводчика П.Макинцяна большинство предметов коллекции атрибутировано: снабжено указанием местного названия и места бытования.

         Армянская набойкаИзвестно, что основным занятием городского населения было ремесло. А.Миллер привез из экспедиции великолепную коллекцию набойных досок из Ванской области. Дело в том, что ткачеством в Ване занимались исключительно мужчины. Это было не домашнее производство, а изготовление тканей на продажу. Произведенное ими сукно и шерстяные ткани вывозились за пределы региона. На хлопчатобумажных тканях делались набойки.

А. Миллер приезжал в экспедицию в 1916 году во времена Геноцида армян. Его экспедиция выкупала для коллекции музея предметы быта, одежду и др. у армян за деньги, на которые люди покупали еду.

ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В РАЙОНЕ ОЗЕРА ВАН ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ СО ВРЕМЕН ПАЛЕОЛИТА. Выплавка металла известна в этом регионе с неолитических времен. С ХI по VI вв. до н. э. на берегу озера находилась столица Урарту, город Тушпа. Остатки построек с надписями урартских царей Сардури I, Ишпуини, Менуа и Аргишти I сохранились в районе озера, в том числе и семидесятикилометровый канал, построенный урартским правителем Менуа в VIII веке до н.э., для снабжения столицы пресной водой.

На смену Урарту приходят древнеармянские государства, одно из них государство Великая Армения. На берегах озера и на его островах сохранились памятники армянской храмовой и фортификационной архитектуры. Неподалеку от Северо-западного побережья озера расположено село Хацик (Хацекац), где в 361 году родился создатель армянского, грузинского и албанского алфавитов Месроп Маштоц.

Техника набойки как вид декоративно-прикладного искусства была широко распространена с древнейших времен у многих народов мира, чему свидетельством сохранившиеся образцы тканей, украшенных вручную при помощи рельефных форм. На ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком. Художественная особенность этой техники заключается в графическом лаконизме линий и обобщенности цветовых пятен.

В Армении набойка известна с Х-ХII вв., особенно была развита в ХVI-ХVIII вв. С конца ХVIII вв. она стала вытесняться промышленным печатанием тканей, но продолжала параллельно существовать на протяжении ХIХ - начала ХХ вв. И поныне современные армянские художники и дизайнеры текстиля используют технические и декоративные приемы этого исторически сложившегося вида украшения тканей.

Наиболее древние набойки в армянских рукописях относятся к ХIV в. Это форзацы сохранившихся армянских манускриптов разных локализаций. Основная масса сохранившихся набоек исполнена на плотной полотняной ткани, которая в быту использовалась в различных утилитарных целях, в том числе и при изготовлении некоторых видов одежды.

Судя по сохранившимся форзацам, переплетчики предпочитали именно этот вид ткани по причине ее прочности, удобства при использовании в работе и дешевизны. Шелковые и шерстяные ткани редки среди сохранившихся образцов, но отличаются высоким уровнем исполнения и эстетическими параметрами.

ФорзацПЕРВЫЕ СКРИПТОРИИ, ГДЕ ПЕРЕПИСЫВАЛИСЬ, ИЛЛЮМИНИРОВАЛИСЬ И ПЕРЕПЛЕТАЛИСЬ манускрипты в исторической области Ван, сформировались на севере Васпуракана - в Арчеше, Арцке, Беркри. Периодом возрождения этой школы исследователи считают 40-50 гг. ХIV в. вплоть до ХVI в. включительно.

Одновременно с ними динамично и продуктивно работают мастерские при храмах в Агбаке, Ахтамаре (рук.3534, 11497 г.; рук.4764, 1534 г. и др.) Мецопе, Лиме, Востане, Вараге (дер. Аранц, рук. 2804 1600 г.) и др., Хлате (рук. 2885, 1505 г.) и др., Ване (рук. 2671, 1444 г.; рук. 4882 11467 г.) и др.

Крупнейшим центром – средоточием лучших мастеров по изготовлению рукописей - считался Хизан. Этот скрипторий сумел укрепить и сохранить свои выдающиеся традиции вплоть до конца ХVI в. Примерами тканевых форзацев из коллекции Матенадарана могут быть рукописи NN 2076(1410 г.), 2063 (11413 -14, переплет 1599 г.), 2865 (14 в., переплет 1684), 1903 (1600 г.) и др.

Деятельность же скрипториев Багеша начинается в ХVI – ХVII вв. В коллекции Матенадарана имеются замечательные образцы форзацев рукописей из Багеша – рук.4826, 1429 г.; рук.2078, 1687 г. (переплет 1932 г. ) и др.

Характерные черты васпураканской школы переписки и украшения манускрипта сформировались и окончательно утвердились в лучших образцах второй половины ХIV и ХV вв. в целом. Иллюминация отличается подчеркнутым декоративизмом на базе геометрического и флорального орнамента. Однако к концу ХV в. уже заметна тенденция к изменению стиля оформления рукописей в сторону подражания европейской системе декорирования и иллюстрации. И уже к ХVII в. мы видим картину полного отхода от сложившейся традиции. Сохранившиеся памятники свидетельствуют в пользу активной деятельности скрипториев в области Ван вплоть до ХVIII века.

Анализ и исследование тканевых форзацев переплетов рукописей из этой группы памятников привел ученых к заключению об общей картине использования материала для их изготовления и позволил сгруппировать их в рамках хронологических и локализационных критериев.

Наиболее ранние набойки, встречающиеся в рукописях Вана и Васпуракана, относятся ко времени до ХIV века. Они отличаются преобладанием красного цвета в композиции декора и его максимальной простотой, сводящейся к широким полосам, украшенным ромбами и простейшими розетками.

В регионе оз. Ван для изготовления традиционной женской одежды использовались шерстяные, льняные, хлопчатобумажные и шелковые ткани домашнего, кустарного и фабричного производства - как местные, так и привозные. Сырьем для нитей служили местная овечья и козья шерсть, лен, шелк и хлопок-сырец, большая доля которого была привозной.     

           Что до красителей, они были, как и в древности, растительного, минерального и животного происхождения. Самой распространенной краской был пурпур, который имел несколько оттенков: темно-фиолетовый, голубой и красный. Позже стали использовать и другие растительные краски.

 ПЕРИОД С ХIV ДО КОНЦА ХVI ВВ. СЧИТАЕТСЯ ДЛЯ ТКАЧЕСТВА И ОСОБЕННО набойки в области Ван периодом расцвета и наивысших достижений. Сохранившиеся в разных хранилищах и музеях мира образцы тканевых форзацев отличаются ковровостью в схемах композиций декора, пышностью элементов и деталей в сочетании с ярким колоритом. Особенностью композиций набоек этого периода является, по мнению исследователей, присутствие принципа шахматного поля в их структуре.

Параллельно начиная с ХV в. в набойках Ванской области появляются композиции с флоральным орнаментом, элементы которого тяготели к ботанической точности воспроизведения растений и особенно цветов.

Однако наряду с выдающимися образцами встречаются и довольно однообразные, полосатые по своему принципу, простейшие композиции. Начало ХVIII в. и весь ХIХ в. характеризуются набойками, ведущим принципом которых было изображение в их декоре предельно детализированных, тонких по своему рисунку растительных мотивов в сочетании с изысканным темным колоритом, построенным на сгармонированном сочетании разных оттенков цвета. Ощущается стремление мастеров к индивидуальности и подчеркиванию принципов той или иной мастерской, что не прослеживается в предыдущие периоды.

Далее, вплоть до замирания этого вида ремесла, наблюдается общая картина систематизации и модификации предыдущих технических наработок, мотивов и декоративных элементов. Набойка форзацев сохранившихся рукописей - неоспоримое тому свидетельство.

Вот и еще одна замечательная страница из истории армянского манускрипта в кратком изложении основных деталей одного из ее феноменов в исторической перспективе на фоне ландшафта озера Ван и сменяющих друг друга поколений жителей этого региона.

 

Опубликовано в Культура
Прочитано 960 раз
Оцените материал
(7 голосов)

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Наверх