научно-популярное приложение к газете "Голос Армении"
Menu

РАСКРЫВАЯ АЛЬБОМ

Первое в мире фото

  А потом прощальной данью

Я оставлю эхо дыханья

В фотографиях…

Ф.Г. Лорка

Развитие фотографии, которую мы уже давно воспринимаем как искусство, имеет свою славную историю. В 1826 г. француз Жозеф Ньепс создает первую в истории человечества фотографию, полученную при помощи "камеры обскуры" на обычной оловянной пластине, покрытой тончайшим слоем сирийского асфальта: на ней вид из окна его мастерской. Создавалась она 8 часов, находясь под прямыми лучами солнца.

ОДНОВРЕМЕННО С НЬЕПСОМ НАД ПОЛУЧЕНИЕМ ИЗОБРАЖЕНИЯ РАБОТАЛ ЛУИ ЖАК-МАНДЕ ДАГЕР – в 1837 г. он получил изображение при экспозиции в 30 минут, используя в качестве закрепителя поваренную соль. В этом же направлении работает и Уильям Фокс Генри Тальбот. В 1839 г. он создает свой оригинальный способ негативного изображения – калотипию, получившую позднее название "тальботипия". В 1850 г. Луи Бранкар Эрвар создает альбумидную фотобумагу, и уже в 1851 г. Гюстав Ле Гре изобретает восковые негативы, заменившие тальботипию.

Пройдет совсем немного времени - и английскому физику Д.Максвеллу удастся впервые в мире получить цветное изображение, а чуть позже Адольф Мит изобретет сенсабилизаторы, делающие фотопластину более чувствительной к другим областям спектра. Процесс создания изображения из года в год совершенствуется, и новый этап в истории фотографии начинается с 1872 г. благодаря комплексному подходу к изучению фотопроцесса – в 1879 г. Д.Сван открывает первое производство галогеносеребряной бумаги на основе желатина, применяемого в производстве фотобумаги по сей день.

Старое фотоФотоаппарат в руках людей, обладающих вкусом и умением видеть в жизни прекрасное, является замечательным средством художественной ее передачи". Эти слова принадлежат художнику мирового масштаба М.Сарьяну. Великий мастер понимал: только искусству дано запечатлеть явление, извлеченное из потока времени. Своеобразие жизни, заключенное в кадре, оказывается высшей реальностью. Во всеоружии своего искусства, осуществляя свой замысел с полнотой и завершенностью, фотограф создает уникальные снимки, где настоящее  становится проводником из прошлого в будущее. Наиболее жгучее выражение правды, крайняя конденсация смысла… Согласитесь, такое подвластно лишь профессионалам высокого класса.

Так кто же они, эти люди, сумевшие на обычной фотобумаге размером 9х12 уместить малые архитектурные формы прошлого, постигшие секреты фотосъемки, возведенные в энную степень художественного языка? Кто они, эти тьюринги кадра?

ХХ ВЕК ПОДАРИЛ МИРУ ЦЕЛУЮ ПЛЕЯДУ ТАЛАНТЛИВЕЙШИХ ФОТОГРАФОВ, заложивших основу современной фотографии. Пути каждого из них были сложны и необычны, как, впрочем, и их судьбы: Анри-Картье Брессон, Ман Рэй, Гертруда Кэзибер, Алекс Факсо, Дэвид Лашапель – фигуры, без которых невозможно представить современную фотографию.

Брассай… До него все предпочитали работать днем. Он первым предпочел снимать ночью при свете автомобильных фар. Его фото "Жан Маре позирует Пикассо" облетело весь мир. Кавалер ордена Почетного легиона и член Французской национальной академии раскрыл в своих необычных снимках мир ночного Парижа: "Площадь Пигаль", "Триумфальная арка", "Площадь Мадлен". Фотография "Рыбак на берегу Сены" мгновенно выхватывает из памяти аполлинеровские строки:

"Вновь часов и недель повторяется смена,

И уносит любовь… Лишь одно неизменно:

Под мостом Мирабо тихо катится Сена…"

Несколько по-иному развивалась карьера Андре Кертэша. Выявленные оком его объектива персонажи – бедняки, алкоголики, бомжи, случайные прохожие – обычная маргинальная жизнь людей, выпавших из нормального течения жизни. Никакого заднего плана – только люди, вглядывающиеся в вас.

Старое фотоРичард Аведон… Он обожал литературу, считая чтение великой вещью. Работая на флоте обычным фотографом, он фотографировал новобранцев. Позднее он обратится к литературе и искусству, но только в своих удивительных портретах: И.Бродский, Боб Дилан, Майя Плисецкая, М.Барышников… После книги, ставшей сразу бестселлером, "Аведон: шестидесятые" появляется альбом "Американский Запад" - на смену гламуру приходят шрамы, морщины, смерть, кровь, отчаяние. Мощная, страстная стилистика реальной жизни пришлась не по вкусу Америке: его работы не принял ни один музей Нью-Йорка. Талантливейший фотограф, по-новому показавший миру черно-белые снимки, где предельно точно передана внутренняя красота человека, скончался на 82-м году жизни. Его визитной карточкой по сей день является снимок, на котором изображена хрупкая модель Довима в окружении огромных африканских слонов.

          Самые прославленные фотохроникеры испанской гражданской войны - Герда Таро и Роберт Капа. Делать снимки, находясь в самом эпицентре военных действий, стоило им жизни: бесстрашная 26-летняя Герда погибнет во время обстрела. Ее последними словами были "они забрали мой фотоаппарат?" Позднее Р.Капа подорвется на мине в Индокитае. В 1938 г. их объявят величайшими фотографами мира.

ФотографВ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ФОТОГРАФИИ АРМЯНСКИЕ ФОТОГРАФЫ ВСЕГДА ЗАНИМАЛИ ОСОБОЕ МЕСТО. При разных трактовках образов их всех объединяло глубокое чувство истории. В 1962 г. один из самых выдающихся армянских фотографов, Андраник Кочар, создал фотоклуб "Ереван", собрав уникальный архив. Его мечту издать энциклопедию армянской фотографии осуществил его сын Ваан Кочар, издав книгу "Армянские фотографы". Объемная энциклопедия содержит 4500 фотографий 500 фотографов конца XIX – начала ХХ вв. Среди них Ара Гюлер, Антуан Севрюгин, Арто Гавук, Ов.Кюркчян, Юсуф Карш и многие другие.

Совсем недавно научный сотрудник НИИ Getty Джулия Гримс представила редчайшие фотографии из коллекции Пьера де Джигорди, Паскаля Себаха и Абдуллы Фререса, значительная их часть рассказывает о жизни армянской общины Константинополя. Среди армян того времени было много фармацевтов, ювелиров, химиков, обладающих необходимыми для фотографирования знаниями процессов. Так, например, студия Abdullah Freres, открытая в 1858 г. под управлением трех братьев-армян, настолько обрела популярность, что через 5 лет они стали придворными фотографами: на Второй международной выставке в Париже они представили панораму Константинополя длиной 220 см.

            Старожилы Еревана 80-х наверняка помнят фотовыставку, проходившую в одном из проектных институтов. Первая премия была единогласно присуждена Гургену Акоповичу Мисакяну: от лаконичного портрета женщины, обнимающей лицо руками в черных перчатках, невозможно было оторвать взгляд. В мастерскую Мисакяна приходили не только фотографироваться, но и полюбоваться изумительными по мастерству исполнения портретами Г.Нерсисяна, Ф.Довлатяна, Ф.Мкртчяна, А.Джигарханяна, актрисы Л.Чурсиной, Э.Чахоян и др. Обладавшему кипучей энергией, удивительным человеческим обаянием, Мастеру удавалось внушить людям, находившимся перед его камерой,  не только чувство собственной значимости, они вступали в некий молчаливый диалог со зрителем, откликались на его взгляд, магия его портретов поражала.

КАЖДАЯ ФОТОРАБОТА СОВРЕМЕННЫХ АРМЯНСКИХ ФОТОГРАФОВ словно подтверждает неоспоримую истину: искусство фотографии – это колоссальный ресурс витальной энергии, ненасыщаемый источник жизненной силы, помогающий фотографу обрести свой собственный угол зрения. Помните, у Тарковского?

Когда отыскан угол зренья

          И ты при вспышке озаренья

Собой угадан до конца.

Проецируя внимание на индивидуальность модели, фотограф выражает свою собственную индивидуальность. Язык фотографии, изначально ассоциативный, многозначный, склонный к самым неожиданным сцеплениям, должен вызывать у зрителя сильнейшие эмоции, учить мыслить, сопереживать, ощущать некое напряжение. Может, поэтому нам так дорого и понятно творчество безвременно ушедшего из жизни Михаила Калантара, работавшего в нашей газете...

...Раскройте свой старый альбом - и пожелтевшие от времени фотографии оживут в ваших руках. Обладающие уникальной способностью вести немой диалог, эти бесценные фотоновеллы, воскрешая самые волнующие моменты прошлого, одарят вас радостью вновь ощутить невыразимое послевкусие пережитого счастья.

 

Опубликовано в Культура
Прочитано 377 раз
Оцените материал
(3 голосов)

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Наверх