научно-популярное приложение к газете "Голос Армении"
Menu

МУЗЫКА ШУМЕРА И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Музыка Шумера

В европейской культуре есть три письменных источника, таких же важных для истории музыки, как берестяные грамоты - для истории древнерусской действительности. Это первая запись музыки как таковая (Шумер), первый фрагмент мелодии (Угарит) и первое полностью дошедшее до нас музыкальное произведение (Греция).

КОГДА ПОЯВИЛАСЬ МУЗЫКА, СКАЗАТЬ НЕВОЗМОЖНО. НЕДАВНО АРХЕОЛОГИ обошли пещеры, разрисованные еще палеолитическими граффити, и поняли, что предкам европейцев очень нравились места с хорошей акустикой - пещеры, где не постыдился бы выступить и симфонический оркестр, чаще украшали рисунками, чем "глухие" стены. Стало быть, вкус к хорошему звуку у человека появился раньше, чем цивилизация, раньше, чем гончарный круг, и даже раньше, чем идея построить дом, сообщает портал "Популярная механика".

Более того, идея слушать звуки, которые издают другие люди, видимо, одна из древнейших. Музыка в той или иной форме развилась независимо в человеческих популяциях всех континентов; есть своя и у австралийских аборигенов, и у североамериканских индейцев; до сих пор не опровергнуто предположение, что музыка существовала уже тогда, когда первые люди современного типа вышли из Африки и начали осваивать европейские и азиатские территории.

Первая запись музыки: гимн Липит-Иштар

Первый письменный источник с музыкальной нотацией, то есть с музыкой, записанной знаками - это клинописная табличка с записью гимна Липит-Иштару, правителю Шумера и Аккада.

ТАБЛИЧКУ ДАТИРОВАЛИ 1950 ГОДОМ ДО Н.Э., ей почти четыре тысячи лет. Историки решили, что на табличке - схема настройки музыкального инструмента (лиры) и ритм. В 2000 году коллектив Ensemble De Organographia записал возможное звучание гимна Липит-Иштар:

Музыка Древней ГрецииПервый обрывок мелодии - хурритские гимны

Первый письменный источник с записью мелодии датируется пятьюстами годами позднее шумерского гимна: это знаменитый клинописный текст из 29 глиняных табличек, найденных на территории современной Сирии при раскопках древнего города Угарита.

НА ТАБЛИЧКАХ БЫЛИ ВЫВЕДЕНЫ ТЕКСТЫ ХУРРИТСКИХ ГИМНОВ - обрядовых песен с обращениями к богам - и запись сопровождавшей их мелодии. Возраст угаритских табличек оценивается почти в 3,5 тысячи лет. О том, как мелодия звучала, ученые спорят до сих пор, сходясь только на том, что жители Угарита пользовались системой из семи нот (диатоникой).

Первая полная мелодия - эпитафия Сейкилоса

Третий важный письменный памятник, который рассказывает о древней музыке - уже античная запись, известная как "Эпитафия Сейкилоса".

В ОТЛИЧИЕ ОТ ХУРРИТСКОГО ГИМНА, ОТ КОТОРОГО ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО ФРАГМЕНТ (28 из 29 табличек сохранились слишком плохо, чтобы их можно было полностью расшифровать). К тому же, в отличие от хурритской клинописи на мало исследованном угаритском языке, греческая эпитафия и ее мелодия записана с помощью хорошо знакомого ученым греческого алфавита и не допускает несколько интерпретаций. Буквы, означающие ноты, были выбиты 2000 лет назад на мраморе стелы, украшавшей место захоронения. Сопроводительный текст отличался краткостью: "Я есмь портрет в камне. Я помещен сюда Сейкилосом и останусь здесь навсегда, как символ неувядаемой памяти". Слова самой эпитафии можно перевести так: "Пока живешь, ликуй, не чувствуй никаких страданий. Жизнь коротка, и время берет свое".

Считается, что и текст, и мелодия не были написаны как эпитафия; на самом деле призыв веселиться - это фрагмент древнегреческой застольной песни, или сколикона. Современник может усмотреть иронию в том, чтобы помещать на надгробие  застольную песню. Поскольку прочесть и сыграть эпитафию Сейкилоса оказалось легко, ее играют уже больше сотни лет; ее нашли в 1883 году и почти сразу попробовали дать голос музыке, которая не звучала уже две тысячи двести лет.

Голос безмолвия: говорящая мумия

Иногда для того, чтобы воспроизвести звуки далекого прошлого, ученым не приходится опираться на письменные источники.

В ПРОШЛОМ ГОДУ АНТРОПОЛОГИ РЕКОНСТРУИРОВАЛИ СТРУКТУРУ голосовых связок и голос человека, больше пяти тысяч лет назад погибшего в окрестностях Тироля - знаменитого "ледяного человека" Этци.

Этци - самая старая европейская мумия; тело мужчины, 5800 лет пролежавшее в альпийском снегу, обнаружили в 1991 году. Обстоятельства его смерти до сих пор спорны - не то Этци был убит, не то просто замерз. Перед смертью Этци обхватил шею рукой, что затруднило доступ исследователей к его горлу, но в конце концов им удалось получить томограммы речевого тракта мумии и на их основе создать компьютерную модель.

Заставив связки и виртуальную гортань колебаться на разные лады, ученые воссоздали голос человека каменного века. Пока он произносит только итальянские гласные, но позднее ученые обещают смоделировать и звучание согласных. Судя по реконструкции, голос у Этци был низкий и густой.

Опубликовано в Культура
Прочитано 81 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Теги музыка,
Другие материалы в этой категории: « ДРЕВНЕЙШАЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЛЕВ КАРАКУМ »

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Наверх