научно-популярное приложение к газете "Голос Армении"
Menu

КОНТУШОВЫЙ ПОЯС

Армянин Юзеф Эпифани Минасович (1718-1796) в традиционном костюме шляхтича

Контуш – одежда восточного происхождения, проникшая через Болгарию и Венгрию в Королевство Польское, а затем, после Люблинской унии (1569), в Великое Княжество Литовское и ставшая характерным элементом костюма польско-литовской шляхты времен Речи Посполитой в XVII-XVIII вв. Эта своеобразная верхняя одежда с разрезными спускающимися рукавами одевалась поверх жупана и подпоясывалась поясом из дорогой ткани, который так и назывался - контушовый пояс, ставший обязательным аксессуаром мужского парадного костюма шляхты. Аксессуар этот, будучи весьма дорогим удовольствием, подчеркивал благосостояние владельца, указывая на его социальное положение. Со временем к нему пристрастилось и состоятельное мещанство.

НАИБОЛЕЕ ДОРОГИМИ ШЕЛКОВЫМИ ПОЯСАМИ, ВЫТКАННЫМИ ИЗ ЗОЛОТЫХ И СЕРЕБРЯНЫХ НИТЕЙ, были "литые" пояса. По некоторым сведениям, на изготовление одного такого пояса затрачивалось порядка 0,5 кг золота и серебра, а цена на них доходила до 500 дукатов. За такую цену можно было приобрести двух породистых скакунов, она соответствовала годовому жалованию старшего офицера Речи Посполитой, а следовательно, позволить себе такую роскошь могли лишь магнаты. Однако и для слоев менее состоятельных существовали "полулитые" пояса, где золотые и серебряные нити вплетались лишь в орнаментальные узоры. Эти пояса стоили на порядок дешевле. Еще дешевле были чисто шелковые пояса. Учитывались потребности также и неимущей шляхты, для которой привозили использованные пояса, которые стоили еще на один порядок дешевле, т.е. около 5 дукатов.

Привозились контушовые пояса в основном из Константинополя в Османской империи и Персии, с которыми Речь Посполитая активно торговала при посредстве армянских купцов, уже несколько веков обосновавшихся в польских землях. В качестве примера можно привести торговый дом Никоровичей из Львова, имевший филиалы в Варшаве и Константинополе, Абгаровичей и Антоневичей из Станиславова, Минасовичей из Язловца, и др.

Слуцкий пояс (Минск, Музей белорусского поэта Максима Багдановича)Изначально привозимые из восточных стран пояса достигали значительной длины и ширины – локтей десять на три. Такие размеры были великоваты для шляхетской моды. Да и методы ношения в странах, производящих пояса, отличались от тех, куда они завозились. В оригинале пояса закручивали в жгут, а концы свешивали спереди в большую "шишку". Шляхтичи же любили складывать пояс пополам по ширине и, обернув его несколько раз вокруг талии, свободно свешивать декоративные концы.

Армянами были не только большинство купцов, торговавших поясами, но и производителей на местах. Так, например, Ирина Скворцова в своей статье "Армянская душа белорусских поясов" приводит пару армянских мануфактур в Константинополе, принадлежащих Якубу Пиатровичу и Эвону Миконовичу, наладивших производство специально для импорта в Речь Посполитую.

            Уже в первой половине XVIII в. в Станиславове организуется первое производство во главе с мастером из Константинополя армянином Домиником Миссиоровичем. Слава о мастерской быстро разносится не только по Галиции, но и по всей Речи Посполитой. Сюда как в школу мастерства начинают стекаться ткачи, посылаемые магнатами.

 НЕМНОГО ОТКЛОНЯЯСЬ ОТ ТЕМЫ, ОТМЕТИМ, ЧТО В СТАНИСЛАВОВЕ, ныне Ивано-Франковске, уже в XVI в. на территории крепости имелся армянский квартал. В разное время в разных местах армянского квартала трижды возникало название улицы Армянская. Первая церковь, построенная в XVI в., не сохранилась. Вторая, деревянная, построенная в 1665 г. была снесена в 1742 г., чтобы на ее месте построить каменную. Костел Непорочного зачатия Св. Богоматери до сих пор стоит на улице Армянской. В соседнем сохранившемся здании некогда была Армянская бурса (гимназия) им. Исааковича (ныне церковная консистория Украинской Автокефальной Православной Церкви. До 1991 г. ул. Армянская именовалась Ереваньской, а до 1945 – Антоневича, в честь армянской фамилии, представители которой начиная с XVII в. внесли значительный вклад в развитие города, будучи судьями, купцами, настоятелями упомянутой церкви, а 23 сентября 1789 г. императором Священной Римской империи Иосифом II были посвящены в рыцари и получили звание шляхтичей I степени с личным гербом и приставкой Погос.

          Но вернемся к Миссиоровичу и его мастерской. Впрочем, уместнее называть ее школой и мануфактурой одновременно. На подмогу в станиславскую мануфактуру Миссиоровича в начале 1750-х гг. приходит еще один уроженец Константинополя Ованнес Маджаранц. Именно у него в 1757 г. проходят обучение два ткача, присланные магнатом Радзивиллом из Несвижа. В конце того же года Ованнес Маджаранц переехал в Несвиж. Слава о его мастерстве дошла до гетмана Великого княжества литовского Михаила Казимира Радзивилла, восстановившего в Несвиже замок, основавшего типографию и открывшего кадетский корпус. Гетман, будучи человеком передовым и деятельным, в несвижском замке 24 января 1758 г. заключил с мастером договор о создании фабрики перской для изготовления пояса с золотом и шелком с обязательным обучением работе местных умельцев, за что назначил ему недельное жалованье в 1 червонный злотый, разрешив также в свободное от заказов время "для своей пользы и выгоды из своих материалов пояса или другую его ремесла работу делать и продавать".

. Церковь Непорочного зачатия Св. Богоматери в Станиславове, ныне Ивано-Франковске, по адресу ул. Армянская, 6МЛАДШИЙ БРАТ НЕСВИЖСКИХ РОДЗИВИЛЛОВ, ХОРУНЖИЙ ВЕЛИКИЙ литовский Героним Флориан в 1759 г. расширяет мануфактуру, построив новые помещения в соседнем городе Слуцке. Еще через год-два предприятия объединяются в единую мануфактуру в Слуцке, что и породило название "слуцкие пояса". Надо заметить, что среди художественных промыслов сегодняшней Беларуси "слуцкие пояса", являя собой высокий образец ручного ткачества, справедливо считаются особым предметом гордости, а Несвиж и Слуцк стали городами-побратимами Гюмри и Сисиана.

Дела на мануфактуре шли отлично, однако в мае 1761 г., тоскуя по семье, мастер пытается бежать. Попытка не удается. Узнав о причине побега, гетман поручил торговому дому Никоровичей привезти семью мастера. Через своих людей Григорий Никорович в 1762 г. вывозит из Константинополя всю семью, в числе коих и сын Левон, ставший незаменимым помощником отца.

Результатом трудов полутора десятков лет стал договор от 20 мая 1776 г., по которому Ованнес и Левон получают в свое распоряжение слуцкую мануфактуру "со всеми в ней находящимися учениками и принадлежащими к этому ремеслу станками…" За это они обязуются выплачивать в казну магнатов Родзевиллов 10 тысяч злотых в год. Если до этого момента сигнатура изделия была сугубо городской Me Fecit/Sluciae или F.S., то отныне к ней добавилась именная метка Ioannes Madzarski.

Говоря о договорах, отметим, что под обоими договорами, составленными на государственном языке Речи Посполитой, т.е. польском, Ованнес подписывался на армянском. Однако, как и следовало ожидать, сперва фамилия мастера, а затем имена его и сына подверглись полонизации, они стали Яном и Леоном Маджарскими.

 Некоторое время спустя отец передает дела мануфактуры сыну. Передача знаменуется изменением именной метки на поясах. После второго раздела Речи Посполитой (1793) вся мануфактурная метка переходит на кириллицу и появляется сигнатура "ЛЕО МАЖАРСКIЙ ВЪ ГРАДЕ СЛУЦКЕ". Буквально за год до трагической даты для Речи Посполитой Леон Маджарский получил звание ротмистра Новогрудского воеводства и титул королевского камергера, а еще за год до того, в 1791 г., "за развитие ремесел в государстве" был возведен в шляхетское достоинство с правом герба "Божий Дар" (Herb Bożydar).

           После третьего раздела (1795) медленно, но неотступно наступают тяжелые времена. Возникают перманентные запреты на ношение коштуновых поясов, напоминающих о былых временах. Объемы производства коштуновых - слуцких поясов падают. И в 1807 г. Леон отказывается от аренды мануфактуры, а через некоторое время производство закрывается.

Пояс контушовый. Польша, вторая половина XIX в. Шелк, ткачество, металлизированная нить. (Минск, частное собраниеЕЩЕ ОДИН АРМЯНИН ПАСХАЛИС, СЫН ЯКУБА, ПРОСЛЫЛ ИЗВЕСТНЫМ художником-текстильщиком в Речи Посполитой. Он приехал в Варшаву из Токата в начале 1760-х гг. Поначалу, поселившись у брата Ованнеса, он открыл магазин восточных товаров, а затем, пойдя по стопам своих соотечественников из Станиславова и Слуцка, основал производство коштуновых поясов. В 1776 году он породнился с армянским родом Мурадовичей, женившись на Марианне, от которой имел трех сыновей и двух дочерей, пережив жену всего лишь на год.

4 июня 1773 г. при поддержке мэра Варшавы Пасхалис был избран председателем варшавского купеческого братства и стал почетным гражданином Варшавы с внесением в муниципальную книгу. Со временем Пасхалис, расширяя, переводит свою мануфактуру коштуновых поясов в деревню Липков под Варшавой. Известно, что уже в 1788 г. мануфактура работала там на полную мощность и включала порядка 50 мастерских, находящихся не только в Липкове, но и, например, в Кракове. Кстати, в том же 1788 г. Пасхалис становится почетным гражданином Кракова, приобретая дом на ул. Славковской. Он купил особняк в Варшаве на ул. Краковское Предместье N450 и двор с конюшней на Маренштат. По-видимому, из-за размаха мануфактуры и разбросанности производственных мастерских, в отличие от слуцких поясов Маджарских, на поясах Якубовича сигнатура не указывала место производства, а имела лишь именную метку – Fecit Pasсhalis или Paschalis. Заказов у Пасхалиса было так много, что, как пишет заведующая отделом Национального художественного музея Беларуси Ирина Скворцова, "один из знаменитых фабрикантов того времени – Пасхалис Якубович – размещает большой заказ в Лионе, на французской мануфактуре Гийома, Жермена и де Шаделя. А в качестве образцов для французов отсылает туда слуцкие пояса". Очень скоро Пасхалис, выражая недовольство качеством лионской продукции, разрывает контракт и в 1790 г. вынужденно идет на очередное расширение мануфактуры, построив новое здание в уже выкупленной у маршала великого коронного Михала Мнишека деревне Липков.

Неизвестный художник, Пасхалис Якубович, ок. 1915, холст, масло.Через год в 1791 г. мануфактуру посещает король Станислав Август Понятовский и, не скрывая своего восхищения "приумножением полезных ремесел, высокими художественными качествами производства, а также обучением профессиональных сотрудников и разнорабочих ткацких", жалует Пасхалису почетный титул королевского секретаря и шляхетство с правом на именной герб (Herb Jakubowicz-Paschalis), изображающий агнца с хоругвью. После этого события - получения шляхского титула и приняв фамилию Якубович, как пишет Беата Бедроньска-Слота в своей статье "Пасхалис Якубович и его мануфактура в Липкове" - на коштуновых поясах в именной метке происходят изменения, добавляется полученная фамилия Paschalis/Jakubowicz или только инициалы PJ и агнец с хоругвью.

За годы жизни Пасхалис Якубович проявил себя не только мастером торговли и производства, но и общественным деятелем. Кроме того, что он стал почетным гражданином Варшавы и Кракова, соответственно в 1773 и 1788 годах, в 1789-1793 годах он стал членом Варшавского магистрата. В 1792 г. построил костел в Липкове. В городском Экономическом управлении участвовал в разработке проекта организации столичной полиции. В 1809 г. в качестве депутата от города Варшавы заседал в Сейме Варшавского Княжества .

Гагик ПОГОСЯН, Шушаник ПОГОСЯН

Опубликовано в Культура
Прочитано 97 раз
Оцените материал
(3 голосов)
Другие материалы в этой категории: « ПАЛИМПСЕСТ: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ВРЕМЯ

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Наверх