научно-популярное приложение к газете "Голос Армении"
Menu

БУДДИЗМ В ДРЕВНЕМ ИРАНЕ

Главная статуя Будды

Существует версия, согласно которой буддизм проник на территорию Древнего Ирана еще во времена самого Будды. Легенда гласит, что два брата-торговца из Бактрии -Тапассу и Бхалика - посетили Будду и стали его учениками. Потом они вернулись в Бактрию и построили буддийские храмы.

ВО II ВЕКЕ ДО Н. Э.ЭКСПАНСИЯ КИТАЙСКОЙ ДИНАСТИИ ХАНЬ НА ЗАПАД привела к контакту Китая с Греко-Бактрийским царством. Это привело к формированию буддийских общин в Восточном Иране. В ряде городов Великого Шелкового пути имеется множество буддийских ступ и монастырей, которые использовались для обслуживания путников.

Известный иранский мыслитель Ал-Бируни (X-XI вв.) упоминал, что буддизм был распространен на западе Ирана и был вытеснен маздеизмом, а буддисты переселились из Ирана и Ирака в "страны восточнее Балха". Он упоминает также обычай буддистов бросать в реки тела отошедших в мир иной.

Великий русский ориенталист Васи?лий Барто?льд писал: "Кроме зороастрийского Ирана существовал еще и буддийский Иран, имевший отнюдь не маловажное значение для позднейшей культурной истории иранского мира". Он также писал о том, что буддизм "к югу и к северу от Окса в эпоху арабского завоевания находился в полном расцвете".

Как полагает известный французский ориенталист Эже?н Бюрну?ф, буддизм был преимущественно распространен на территории бассейна реки Зеравшан.

Известные российские ученые - археологи Генна?дий Кошеленко и Бори?с Литви?нский писали о раннем распространении буддизма в Маргиане. Появление буддизма в Маргиане датируется I в. н.э., тем же перидом, что и в Бактрии.

В средневековых китайских источниках упоминаются имена парфянских проповедников буддизма в Китае - Ань Ши-гао и его ученика Ань Сюаня. Российский иранист, археолог Борис Ставиский составил каталог буддийских памятников Восточного Ирана.

Буддийская миссионерская деятельность развертывалась как в северном направлении, в сторону Бактрии, так и в северо-западном, к границам Парфии. Бактрия и Парфия служили своеобразным плацдармом для проповеди буддизма.

В IV ВЕКЕ ДО Н.Э. ПРИ КИТАЙСКОЙ ДИНАСТИИ ЗАПАДНАЯ ЦЗИНЬ СРЕДИ переводчиков буддийских сочинений на китайский язык было четыре парфянина, три согдийца, два тохара из Кучи и один хотанец. Они перевели на китайский язык многие основополагающие буддийские сочинения, фактически заложив основы китайского буддизма.

Видный нидерландский исследователь китайского буддизма Эрик-Ян Цюрхер пришел к заключению, что в Восточный Туркестан, который был нейтральной зоной транзита буддизма в Китай, буддизм проникал с территории Восточного Ирана.

Китайский буддийский монах, ученый-философ VII в. Сюаньцзан в свою очередь утверждал, что буддизм распространился в Восточном Туркестане прямо из Индии, через каракорумские перевалы. Впоследствии на каракорумском пути было обнаружено множество буддийских изображений и разноязычных надписей.

Известный иранский мыслитель Ал-Бируни (X-XI вв.)В исследованиях немецкого исследователя Вальтера Бруно Хеннинга и датского ученого Якоба Асмуссена были отмечены ранние знакомства и контакты парфяноязычных манихеев с буддистами и их сочинениями на пракрите и санскрите. В частности, Хеннинг отмечает, что согдийцы или по крайней мере часть их были буддистами еще до того, как среди них появились манихейские проповедники.

Особо следует отметить, что в Тохаристане, где был обнаружен ряд буддийских памятников (Аджина-тепе, Калаи-Кафирниган и др.) и, по сообщениям Сюаньцзана, в VII-VIII вв. существовали многочисленные буддийские монастыри, а также и сильная манихейская община. Контакты между приверженцами двух религий должны были быть постоянными и тесными.

Важно отметить, что вместе с буддизмом распространялись и общие принципы буддийской культовой архитектуры. Так, например, вместе с индийскими миссионерами в Древний Иран проникла идея буддийской вихары-сангхарамы (монастыря) - пещерного и наземного. В городе Термезе известен пещерный буддийский монастырский комплекс Кара-тепе, также Фаяз-тепе. Как уже отмечалось, в Тохаристане, были обнаружены буддийские монастыри, в частности, Аджина-тепе, Калаи-Кафирниган.

Каждый монастырь состоял из одного или нескольких святилищ и нескольких помещений для проживания монахов. Стандартная вихара имела квадратную форму. Индийские буддийские вихары имели большое сходство с буддийскими пещерными монастырями Бактрии.

Одним из самых известных пещерных монастырей считался буддийский монастырский комплекс в Бамианской долине. Китайский путешественник Сюаньцзан, который посетил Бамиан около 630 г. н.э., описал не только статуи двух стоящих Будд, но и буддийский монастырь в отдалении, где находилась статуя лежачего Будды длиной примерно 1 тыс. футов. Также были найдены фрагменты буддийского текста. В 2001 г. огромные бамианские статуи Будды были разрушены талибами.

ПАРАЛЛЕЛЬНО РАЗВИВАЛАСЬ И ДРЕВНЕИРАНСКАЯ БУДДИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА. Возможно, в ее создании на первых порах участвовали и индийские зодчие. Однако эволюция буддийской архитектуры Древнего Ирана пошла своим специфическим путем. Были созданы новые типы и планировочные схемы, например, в Аджина-тепа - четырехайванная композиция, не свойственная индийской буддийской архитектуре.

Борис Ставиский отмечает, что засвидетельствованный в индийских надписях Кара-тепе и Фаяз-тепе термин vihāra является единственно правильным для обозначения среднеазиатских буддийских монастырей.

В Западном Иране, то есть в пределах нынешней Исламской Республики Иран, буддизм, судя по всему, не получил широкого распространения, во всяком случае явных следов почитания Будды здесь до сих пор не обнаружено. Однако в топонимии Атурпатакана - северозападной провинции Ирана - засвидетельствовано название местности, которое звучит как Фархар. Фархара – это адаптированная форма древнеиндийского вихара, обозначающего буддийский храм. То есть в этих местах, несомненно, некогда существовали буддийские храмы.

Название известного города Бухара, ныне находящегося на территории Узбекистана, также обозначает буддийский храм и восходит к тому же древнеиндийскому слову.

Наконец, наследие буддизма прослеживается и в мусульманской иранской среде. Имя Будды не было забыто и после исламской экспансии. В иранской и таджикской поэзии сохранилось слово "бут" (Будда). С X в. и до наших дней оно означает буквально "идол", а в лирической поэзии - "красавица", "возлюбленная". По мнению ряда ученых, буддизм оказал серьезное влияние на идеологию и практику раннего суфизма. Высшие исламские учебные заведения - медресе - возникли в X в. именно на территории Восточного Ирана и были тоже связаны с буддийскими монастырями.

Однако с приходом ислама буддизм стал вытесняться, так как буддисты не принадлежали к ахл-ал-китаб – народам Книги (Писаний), они стали считаться идолопоклонниками и преследовались.

 

Опубликовано в Культура
Прочитано 86 раз
Оцените материал
(2 голосов)

Последнее от Елена БАЛАСАНЯН

Другие материалы в этой категории: « ИСКУССТВО ВЕЕРА - ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ... СВЕЧА ГОРЕЛА... »

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Наверх